30 лет альбому!
Aphex Twin - Selected Ambient Works 85–92 (1992)
Ambient techno / IDM / Electronica / Ambient (UK)
Для своей первой встречи с боссом бельгийского лейбла R&S Ренаатом Вандепапелье 20-летний Ричард Джеймс подготовил целую коробку кассет. На них были треки, написанные Джеймсом за 6 лет, случайная коллекция электронной музыки с набросками контуров и размышлений. Из привезённых записей было выбрано 13 треков, оформившихся в "Selected Ambient Works 85–92", первый официальный диск Aphex Twin, а также первый релиз лейбла Apollo, дочерней компании R&S.
Пластинка вышла 12 февраля 1992 года. Как признавался основатель лейбла Вандепапелье, известный своим чутьём на инновационных музыкантов, для многих творения Ричарда Джеймса тогда были непонятны. Но время решило эту проблему - есть масса причин, по которым "Selected Ambient Works 85–92" по праву считается достоянием британской музыкальной культуры.
Ричард Джеймс родился в Лимерике, Ирландия, вырос в Корнуолле и с самого детства демонстрировал удивительные навыки в области музыки и компьютерного кодирования. Его природное любопытство к технике и звуку привело к началу экспериментов по настройке собственной аппаратуры методом проб и ошибок. В его арсенале были сломанные синтезаторы, сэмплеры и секвенсоры, а также старомодное аналоговое оборудование, переделанное и получившее новую жизнь. Всё это привело к появлению всевозможных странных, удивительных звуков и, которые Джеймс старался записывать и каталогизировать на случай часто случавшихся сбоев. Вскоре у него появился свой багаж оригинальных приёмов, и его репутация диджея выросла.
В 1991 году он переехал в Лондон, где довольно скоро выпустил несколько EP под разными псевдонимами. Наиболее высоко был оценён его прорывной трек "Digeridoo", преодолевший общепринятый для танцевальной музыки "скоростной барьер" 150 ударов в минуту. Но "Selected Ambient Works 85–92" стали опытом совсем иного рода.
Строительные блоки звучания его музыки происходили из раннего хауса и техно, относительно знакомых публике стилей, и оригинальным было то, как Джеймс их использовал. Он создавал треки преимущественно из открытых им звуков с помощью собственного оборудования (на 80% треков использовался Casio FZ10 с настроенными фильтрами), и почти всё было записано на обычной кассетной ленте Hi-Fi, что придавало результату определённый эмоциональный резонанс. "Я был удивлён, что многие хвалили качество записи, и даже спрашивали, как я этого добился. По мне так звук был просто дерьмовым", - вспоминал музыкант в интервью 1993 года для Future Music. Но поклонники были правы: фоновое шипение, сопровождавшее подобные записи, давало особое нежное эфирное восприятие. Рассеянный звук, приглушенная перкуссия и мягкое течение синтезатора обеспечивали местами жутковатое, почти потустороннее ощущение.
Часто рекламируемый как эмбиентный альбом, "Selected Ambient Works 85–92" всё же далёк от безудержного дрейфа Брайана Ино в "Музыке для аэропортов" или от устрашающей ауры второй части SAW, выпущенной Aphex Twin несколько лет спустя. Это эмбиент иного рода - он создан для эпохи рейва. В треках ощущается влияние американского хауса, фанка, брейк-бита. Нечёткость мелодий и размытость вокалов уносит слушателя в состояние блаженной эйфории и отрешенности с неуловимым оттенком темноты, созданным при помощи палитры мелькающих атональных звуков. "Приливы и отливы, между быстрым и медленным, между игривым и ужасным, между луной и солнцем", - так в своем обзоре альбома 1992 года для журнала танцевальной музыки Jockey Slut Джон Сэвидж описывал содержимое альбома.
Эти неземные мелодии окажут глубокое влияние на развитие целого жанра, известного как IDM, или "интеллектуальная танцевальная музыка". Сам Aphex Twin предпочитает термин braindance, описывающий музыку, сочетающую в себе электронные мелодии, звуки окружающего мира и дэнс-элементов, таких как брейк-бит, джангл и техно в самых причудливых комбинациях. Аура мечтательности, присущая "Selected Ambient Works 85–92", происходит из подхода музыканта к композиции. Он утверждал, что находился под влиянием "осознанных сновидений" - музыкальных идей, приходивших к нему во сне. Странность ассоциаций и случайных связей на альбоме служит тому примером: в записи имеются нетривиальные отсылки к современной поп-культуре (например, из "Robocop", "Willy Wonka And The Chocolate Factory", "Thing" Джона Карпентера, а также сэмпл трека Public Image Ltd.).
На обложке альбома был впервые изображен ставший культовым символ Aphex Twin. Его автор – Пол Николсон, танцор в нескольких живых шоу музыканта, в то время деливший с ним квартиру на Саутгейт-роуд. По словам Николсона, их намерением было создать символ "аморфной и мягкой формы без резких линий".
"Selected Ambient Works 85–92" получил высокую оценку критиков, называвших запись "неземной" и "грациозной". AllMusic описал альбом, как "бесспорную классику электроники и определяющий стандарт эмбиента". Журнал Fact назвал "Selected Ambient Works 85–92" лучшим альбомом 90-х годов, а Pitchfork - величайшим IDM альбомом всех времён.